Мой профессиональный опыт.
Каждый день мне представляется ступенькой, ведущей к истине, знаниями. И если хочешь подняться все выше и выше по солнечным ступенькам, нужно наполнить свой день трудностями и заботами. Труд учителя – это всегда забота о детских сердцах и душах, и главный результат – нравственный человек, которому жить и творить в третьем тысячелетии.
Свое восхождение по педагогическим ступеням начала и продолжаю вот уже 34 года в Зерновской школе. Еще в первые годы работы, несмотря на неизбежные пробы и ошибки, я поняла, что мне очень повезло с профессиональным выбором. История и обществознание являются теми предметами, которые своим содержанием вызывают познавательный интерес детей и побуждают их к самостоятельной творческой деятельности. Мне радостно видеть, как растут в творческом смысле дети, интересно изменяться самой, избавляться от стереотипов, принимать новое и переосмысливать прежний опыт.
Но постепенно пришло понимание и того, что применение современных технологий, оптимально отобранных методов, приёмов, форм способно максимально усилить восприятие предметного материала и вывести детей на более высокий уровень познания и самопознания. Добавлю, что меня всегда интересовала не только жесткая технологичность процесса обучения, но и органическая сочетаемость (если она возможна и оправдана) элементов различных технологий для достижения результатов в конкретном классе, коллективе.
В настоящее время у меня сформировалось видение педагогического процесса в целом, его основных идей и направлений. Свою профессиональную деятельность направляю на создание оптимальных условий, организацию эффективного образовательного пространства для результативной учебной деятельности и успешной социальной адаптации учащихся. Для достижения поставленной цели осуществляю личностно ориентированное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, внедряю в свою педагогическую практику метод проблемного обучения, технологию включенности каждого ребенка в учебный процесс, исследовательский метод, который позволяет ученику самостоятельно добывать знания и делать самостоятельные выводы.
В настоящее время на своих уроках использую проектный метод обучения, что позволяет учащимся включаться в исследовательскую деятельность, логически и творчески мыслить, делать самостоятельные выводы.
Отслеживаю успехи детей в учебной деятельности, стимулирую их. Сегодня я осознаю, что невозможно научить всех учеников до уровня «5» и «4», но необходимо вокруг каждого ребенка создать зону ближайшего развития (метод развивающего обучения), чтобы развивать детей до уровня их максимальных возможностей. Моя задача – помочь ребенку понять, что упорная работа, надежда на успех и вера в свои силы всегда вознаграждаются удачей и победой. Как приблизить эту победу, как сделать, чтобы от заслуженной удачи засветились глаза, улыбки моих учеников.
Общие показатели качества знаний по предмету за последние три года позволяют сделать вывод о стабильности результатов и позитивной динамике учебных достижений практически во всех классах.
В течение последних лет работы достигнута 100% успеваемости по истории и обществознанию.
Стабильность знаний по предмету обеспечивается системным мониторингом качества знаний школьников. При подготовке учащихся к ЕГЭ использую собственную систему, в которой выделяю такие компоненты:
1. Диагностика уровня усвоения материала и отбор в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний.
2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся (поддержание интереса к предмету, поощрения, психолого-педагогическая поддержка).
3. Практическое использование средств обучения (справочники, таблицы, схемы, пособия и т.д.).
4. Мониторинг качества усвоения теоретического материала и уровня выполнения практических заданий.
Сложившаяся система позволяет отслеживать динамику подготовки к экзаменам и добиваться хороших результатов обучения. В прошлом учебном году 9 учеников 9-х классов (70%) и 7 учеников 11-х классов (60%) выбрали экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ, что свидетельствует об устойчивом интересе выпускников к общественным наукам, что, несомненно, считаю и своей заслугой.
Степень проявления таланта, желания развить свой потенциал, приложить к этому труд не у всех учеников одинаков. Но я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики проявили себя в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, научно- исследовательской деятельности, и даю им такую возможность.