Внеурочная деятельность по учебным предметам
Сегодня, когда переосмысливаются история страны и её идеалы, переоцениваются критерии образованности и достижения культуры, низвергаются с пьедесталов прежние властители умов, сложно находить подход к ученикам, формировать мировоззрение в соответствии с общечеловеческими ценностями только во время уроков. Немаловажную роль в этом играет внеклассная работа по предмету, к которой привлекаю всех желающих, а не только одаренных детей. Во внеурочной деятельности мотивирую учащихся на научно-исследовательскую и проектную деятельность. Исследовательская работа развивает различные компетенции: учебные (выбор собственной траектории образования, развитие навыков самообразования), исследовательские (работа с различными источниками информации, презентация своей работы) и коммуникативные (защищать свою точку зрения, выступать на публике).
В нашей школе работает научное общество учеников « Шанс». Я руковожу этим обществом.
Ежегодно мои ученики становятся победителями в конкурсе «Права человека глазами ребёнка» с 7-11 классы. Учащиеся исследовали темы: «Подросток и наркотики», «Правовая культура», «Если бы я был президентом» и др.
Исследовательская работа « История моего земляка» (к 60-летию Победы) заняла первое место в районе и отмечена похвальной грамотой в области.
Участвовали в районном проекте « Мы выбираем будущее» с учениками 11 класса, заняли 2 место.
Приведу еще некоторые исследования, проведенные моими учениками в последнее время и представленные на школьную научно-практическую конференцию:
- «Казнить нельзя, помиловать»
- «Детская беспризорность»
- «Молодежный сленг»
- «Скажем «нет» детской преступности»
Опыт показывает, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:
- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления;
- освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;
- более осознанный подход к выбору профессии и мировоззренческих ценностей, жизненных установок.
Разнообразной внеурочной деятельностью по предмету охвачено более 50% моих учеников, в том числе школьники задействованы в предметных неделях, олимпиадах разного уровня, дистанционных всероссийских конкурсах, социальных проектах.
Интерес к предмету развиваю и углубляю на занятиях элективных курсов по выбору: « Я и мои права», « Введение в социологию».